БЕСПЛАТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Умножение матриц

Первокурсники изучают Паскаль и Высшую математику. Вот тут и предлагают студентам написать программу, которая бы умножала матрицы. Иногда даже такую курсовую дают. Здесь вы найдете код программы, которая это успешно делает. Можно даже считать что это готовая курсовая работа по программированию. Как известно, для того, чтобы умножить одну матрицу на другую, надо по элементно перемножить строки первой матрицы на столбцы второй, просуммировать и результат поставить в новую матрицу на место пересечения строки и столбца. Говорят так: умножаем строку на столбец, суммируем а результат на пересечение в результирующую матрицу.
program SumMatrix;
const
 MAXCOUNT = 30; {максимальная размерность матрицы}
type
 {прямоугольная матрица}
 Matrix = array [1..MAXCOUNT, 1..MAXCOUNT] of real;
var
 matr1, matr2: Matrix; {исходные матрицы}
 resmatr: Matrix; {матрица-результат}
 n, m: integer; {реальные размерности матриц}
 min, max: real; {границы диапазона случайных чисел}
 ask: char; {для ввода режима}
 
(*----------------------------------------
Ввод размерностей матрицы
----------------------------------------*)
procedure EnterMatrixSize(var x,y: integer);
begin
 {строки}
 repeat
 write('Введите количество строк матриц (1..',MAXCOUNT,') ');
 readln(x);
 if (x<1) then
 writeln('Ошибка! Размерность матриц не может быть '+
 'меньшей единицы. Повторите ввод.');
 if (x>MAXCOUNT) then
 writeln('Ошибка! Размерность матриц не должна быть '+
 'большей ',MAXCOUNT,'. Повторите ввод.');
 until (x>0)and(x<=MAXCOUNT);
 {столбцы}
 repeat
 write('Введите количество столбцов матриц (1..',MAXCOUNT,') ');
 readln(y);
 if (y<1) then
 writeln('Ошибка! Размерность матриц не может быть '+
 'меньшей единицы. Повторите ввод.');
 if (y>MAXCOUNT) then
 writeln('Ошибка! Размерность матриц не должна быть '+
 'большей ',MAXCOUNT,'. Повторите ввод.');
 until (y>0)and(y<=MAXCOUNT);
end;
 
(*----------------------------------------
Поэлементный ввод прямоугольной матрицы с клавиатуры
----------------------------------------*)
procedure EnterMatrix (x,y: integer; var M: Matrix);
var
 i,j: integer;
begin
 writeln('Введите элементы прямоугольной матрицы:');
 for i:=1 to x do
 for j:=1 to y do begin
 write('M[',i,',',j,'] = ');
 readln(M[i,j]);
 end;
end;
 
(*----------------------------------------
Генерация случайных элементов матрицы в
заданном диапазоне
----------------------------------------*)
procedure GenerateMatrix (x,y: integer; var M: Matrix);
var
 i,j: integer;
begin
 for i:=1 to x do
 for j:=1 to y do
 M[i,j] := random*(max-min)+min;
end;
 
(*----------------------------------------
Поэлементный вывод матрицы на экран в
"естественном" виде (т.е. по строкам)
----------------------------------------*)
procedure PrintMatrix(x,y: integer; M: Matrix);
var
 i,j: integer;
begin
 for i:=1 to x do begin
 for j:=1 to y do
 write(M[i,j]:6:2);
 writeln;
 end;
end;
 
(*----------------------------------------
Процедура перемножает две прямоугольные 
матрицы по формуле линейной алгебры. 
Результат - третья матрица
----------------------------------------
Размерности матриц: m1(n,m), m2(m,n), res(n,n)
----------------------------------------*)
procedure MulOfMatrix(m1, m2: Matrix; var res: Matrix; n, m: integer);
var
 i, j, k: integer;
begin
 for i:=1 to m do
 for j:=1 to m do begin
 res[i,j]:=0;
 for k:=1 to n do
 res[i,j] := m1[i,k]*m2[k,j];
 end;
end;
 
{основная программа}
begin
 writeln('Программа перемножает две '+
 'прямоугольные матрицы');
 EnterMatrixSize(n,m);
 {меню режимов}
 writeln('Выберите вариант заполнения матриц:');
 writeln('1 - с клавиатуры');
 writeln('2 - случайными числами');
 repeat
 readln(ask);
 if (ask<>'1')and(ask<>'2') then
 writeln('Выберите режим 1 или 2, пожалуйста');
 until (ask='1')or(ask='2');
 case (ask) of
 '1': begin
 writeln('Введите элементы первой матрицы');
 EnterMatrix(n, m, matr1);
 writeln('Введите элементы второй матрицы');
 EnterMatrix(m, n, matr2);
 end;
 '2': begin
 randomize;
 write('Введите нижнюю границу диапазона случайных чисел: ');
 readln(min);
 write('Введите верхнюю границу диапазона случайных чисел: ');
 readln(max);
 GenerateMatrix(n, m, matr1);
 GenerateMatrix(m, n, matr2);
 end;
 end;
 writeln('Первая исходная матрица:');
 PrintMatrix(n, m, matr1);
 writeln('Вторая исходная матрица:');
 PrintMatrix(m, n, matr2);
 {считаем и выводим}
 MulOfMatrix(matr1, matr2, resmatr, n, m);
 writeln('Матрица-результат поэлементного сложения:');
 PrintMatrix(n, n, resmatr);
 writeln('Нажмите [Enter] для завершения программы');
 readln;
end.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы оставить или оценить комментарий.

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

STUDLAB Сообщить про опечатку на сайте